Записаться на прием
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Трудности в детско-родительских отношениях
Ко мне часто обращаются родители с целью повлиять на подростков в связи с ухудшением их поведения. Однако для работы с самими подростками есть специализированные детские психологи, поэтому я не работаю с клиентами моложе 18 лет. При этом считаю, что проблемные дети – это практически всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье, не столь важно полной или неполной, поэтому, прежде чем производить психокоррекцию ребёнка, правильным будет начинать именно с родителей или одного из них. За годы практики мною накоплен большой опыт такой работы. Я хорошо помню ряд случаев когда психологическая работа только с родителем (чаще всего с матерью) приводила к нужному результату во взаимоотношениях с ребёнком.

Известно, что большинство родителей, у которых есть явные проблемы в общении со своими детьми, сами в детстве или юности страдали от конфликтов с собственными родителями. Любой стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» в психике ребёнка ещё в дошкольном возрасте. И, став взрослым, такой ребёнок воспроизводит его уже как свой естественный стиль поведения. Поэтому совершенно закономерным обучение построению нормальных взаимоотношений начинать именно с родителей.

Такое обучение, кроме приобретения некоторого количества теоретических знаний, в большей степени предполагает развитие практических навыков.

Индивидуальная работа с родителями включает в себя следующие темы:
1
Безусловное принятие ребёнка; результаты непринятия; воспитание - не дрессура; помощь родителей ребёнку; как быть, если ребёнок делает «не то»? вмешательство родителей и реакции на это детей.
2
«Давай вместе!» что делать, если ребёнку трудно; «а если он не хочет?» может, но не делает; тон и руководящие указания; как слушать ребёнка и понимать? что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребёнка? что нам мешает слушать ребёнка?
3
Как избегать конфликтов? как разрешать конфликты? причины конфликтов; о дисциплине; дети нуждаются в правилах; правила о правилах.
4
Трудности родителей; чувства родителей; как быть с ними? родительские эмоции; разрушительные эмоции; самооценка ребёнка и чувство самоценности.
10 заповедей для родителей от Януша Корчака*:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все то, что ты считаешь нужным.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока ещё с тобой.

Фото из моего личного архива
Януш Корчак
(22 июля 1878, Варшава - август 1942, Треблинка) – польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Made on
Tilda